Председателю Совета судей Российской Федерации
Краснову А.Д.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Во исполнение Вашего поручения Советом судей Иркутской области были запрошены предложения судей по совершенствованию судебной системы, статуса судей и судопроизводства. Поступившие предложения обобщены и обсуждены на заседании Совета судей 05 февраля 2016 года.
I. Предложения по совершенствованию судебной системы
II. Предложения по совершенствованию статуса судей
1. Совет судей полагает целесообразным конкретизировать существующие требования к кандидатам на должности судей в целях независимого и объективного конкурсного отбора претендентов на эти должности. Так, в части оценки наличия конфликта интересов необходимо разработать единые стандарты, не подлежащие расширительному толкованию. Существующие на сегодняшний день критерии отбора судей не содержат четкого определения понятия конфликта интересов и претенденты на должности судей нередко лишаются рекомендаций по широкому кругу оснований, не все из которых прямо указаны в законе.
Наличие у претендентов дипломированных, успешно работающих в юридической сфере, состоявшихся в профессиональном плане членов семьи не должно являться препятствием для занятия должности судьи, а напротив, должно расцениваться как положительно характеризующие обстоятельства, как самого претендента, так и его ближайшего окружения.
Расширительное толкование конфликта интересов в части занятия родственниками судьи (дети, родители, супруг) должностей в органах власти, прокуратуре, Следственном комитете, нотариате, адвокатуре, в коммерческих организациях, являющихся стороной по делам, рассматриваемым судами, приводит к противоречащему Конституции ограничению трудовых и гражданских прав, как членов семьи судьи, так и родственников, проживающих отдельно и имеющих самостоятельные семьи.
При этом особо следует отметить, что в любом случае теоретически возможный конфликт интересов не должен рассматриваться как препятствие для занятия претендентом должности судьи или для осуществления действующим судьей своих полномочий.
Конституционный суд РФ неоднократно высказывался о том, что из взаимосвязанных положений ст. 46 (ч.1), 52, 53, 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правых споров на основе независимости и беспристрастности суда. В демократическом обществе участники судебного разбирательства должны испытывать доверие к суду, которое может быть поставлено под сомнение только на основе достоверных и обоснованных доказательств.
Следовательно, беспристрастность судьи, рассматривающего конкретное дело, презюмируется, пока не доказано иное в специально установленной законом процедуре.
При наличии реально существующего конфликта интересов действующее процессуальное законодательство имеет действенные и активно используемые на практике механизмы его преодоления (отводы, самоотводы).
2.Требует конкретизации и разъяснения применение п.п. «б» п.4 ст.9 Кодекса судейской этики, предусматривающего обязанность судьи отказаться от рассмотрения дела, если его близкий родственник работает в организации, являющейся участником процесса. Без соответствующей четкой регламентации такое указание позволяет обвинить судей в наличии конфликта интересов необоснованно, вне зависимости от фактических обстоятельств.
3.В целях четкого определения границ дисциплинарного проступка и исключения необоснованного привлечения судей к дисциплинарной ответственности предлагается внести изменения в закон РФ «О статусе судей в РФ», включив в него положения о том, что не может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности действие (бездействие) судьи, формально содержащее признаки нарушения закона «О статусе судей» и (или) положений Кодекса Судейской этики, однако в силу малозначительности, не влекущее умаления авторитета судебной власти и причинения ущерба репутации судьи.
4.С учетом длительности рассмотрения вопроса о назначении руководителей судов Совет судей предлагает внести изменения в ст. 6.1 закона «О статусе судей»: 1. Дополнить п. 11 абз. 2 следующего содержания: «Председатель суда, заместитель председателя суда, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность председателя (заместителя председателя суда) и получил рекомендацию ККС на должность председателя (заместителя председателя суда) повторно на 6-летний срок полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия до назначения на соответствующую должность, либо до получения информации об отклонении его кандидатуры».
Кроме того, Совет судей полагает, что в целом сроки назначения судей на вакантные должности должны быть сокращены, запросы ККС по проверкам кандидатов должны проводиться соответствующими должностными лицами в приоритетном порядке и незамедлительно. С учетом существующей нагрузки в судах принятие таких мер является чрезвычайно актуальным.
5.В целях реализации жилищных прав судей необходимо внести изменения в действующее законодательство в части предоставления судьям права на получение жилищной субсидии, и разработать соответствующий порядок предоставления судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, из средств федерального бюджета единовременной субсидии на приобретение жилья. Фактически в настоящее время закон предоставляет судьям право получить служебное жилое помещение по срочному договору о пользовании помещением, что несомненно не соответствует уровню законодательных гарантий конституционно-правового статуса судей.
6.Полагаем необходимым ограничить доступ к сведениям о доходах, расходах, имуществе и обязательствах судьи, его супруга и несовершеннолетних детей, путем закрепления положений о том, что доступ к указанным сведениям могут получить только пользователи, предварительно зарегистрированные в системе «электронный страж», либо в иной системе, позволяющей идентифицировать указанных лиц. Это необходимо в целях обеспечения безопасности судей и членов их семей.
III. Совершенствование судопроизводства
Практически все суды, представившие свои предложения, обращают внимание на высокую нагрузку судей и работников аппарата. Для оптимизации нагрузки предлагаются меры как организационного характера, так и направленные на изменение процессуальных правил.
1.Предлагаемые организационные меры.
1.1Большинство судов предлагают пересмотреть нормативы нагрузки на судей и работников аппарата, соответственно увеличить штаты. Арбитражный суд Иркутской области предлагает пересмотреть принадлежность администратора суда к штатам управлений Судебного департамента и ввести штатную единицу администратора в Арбитражных судах. Суды, предлагающие увеличение штатов, считают, что у каждого судьи должен быть в обязательном порядке, как помощник, так и секретарь судебного заседания.
1.2Совет судей полагает, что назрела острая необходимость введения в штаты многосоставных районных судов должности системного администратора, пресс-секретаря, специалистов по кадровой и аналитической работе.
1.3Необходимо совершенствование электронно-информационного обеспечения деятельности судов, их взаимодействия с органами власти и управления, обеспечения всем судам доступа к реестрам регистрационных и налоговой служб. Все архивы судов должны быть переведены на электронный документооборот. В целях выполнения этих функций в аппараты судов ввести дополнительные штатные единицы специалистов-архивариусов.
Необходимо расширять и упорядочить использование видеоконференцсвязи для обеспечения участия лиц в судебных заседаниях в судах первой инстанции, что позволит сократить процессуальные сроки и судебные издержки.
Значительного времени и, соответственно увеличения объема работы требует выполнение работниками аппарата суда Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ об исключении из текстов судебных актов персональных данных при размещении в сети “Интернет”. В условиях гласности и открытости судебных заседаний представляется целесообразным правила размещения судебных актов, принятых в таких судебных заседаниях, привести в соответствие с правилами, действующими для арбитражных судов. Это позволит существенно уменьшить нагрузку секретарей.
1.4Заслуживают внимания и предложения о возможности введения в городских и районных судах свободного от приема граждан дня по аналогии с органами МВД.
2.Предлагаемые процессуальные меры.
2.1 Совет судей полагает, что заслуживают внимания и обсуждения предложения судов о внесении изменений в ч.7 ст. 241 УПК РФ, предоставляющую суду право не оглашать мотивировочную часть приговора по всем уголовным делам.
2.2С целью оперативной защиты нарушенных прав необходимо расширить применение института приказного судопроизводства. Следует ускорить принятие соответствующего законопроекта о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс и внести изменения в процессуальный закон, предусматривающий разрешение судами общей юрисдикции в порядке приказного судопроизводства бесспорных требований, в частности, о взыскании бесспорной задолженности по кредитным договорам и требований о взыскании обязательных платежей(налогов, сборов, пеней, штрафов и пр.).
2.3 Заслуживают внимания предложения судов о внесении изменений в ГПК РФ, позволяющих не изготавливать мотивировочную часть решения по аналогии с правилами, установленными при рассмотрении дел мировыми судьями. Это позволит значительно снизить нагрузку на судей городских и районных судов и их помощников.
2.4 Оптимизации нагрузки способствовало бы упразднение принципа непрерывности рассмотрения гражданских дел судами общей юрисдикции, а также введение правил о протоколах судебных заседаний по гражданским делам аналогичных правилам, содержащимся в арбитражном процессе, с учетом введения аудио-протоколирования.
2.5 С целью сокращения сроков рассмотрения дел суды предлагают изменить содержащиеся в ГПК РФ правила об извещениях лиц о времени и месте судебного заседания, предлагают считать надлежащим извещением возврат почтовой корреспонденции с отметкой отделения связи об истечении срока хранения. Кроме того, считают необходимым ввести правила об обязательном указании в исковых заявлениях не только адресов участников процесса, но и телефонов, факсов, адресов электронной почты, если они имеются. Обращают внимание на недопустимость формирования почтовой корреспонденциипутем наклейки сотрудниками аппарата судовмарок на конвертах почтовых отправлений, взамен использования имеющихся в судах и простаивающих без применения, дорогостоящих франкировальных машин. В настоящее время в Иркутской области, в целях экономии почтовых затрат, действует именно такой способ оформления почтовых отправлений, что является возвратом в 80-е годы прошлого столетия, отвлекает сотрудников от выполнения возложенных на них регламентом обязанностей, влечет существенное увеличение нагрузки на аппарат.
2.6 Арбитражный суд Иркутский области полагает нецелесообразным принятие существующего законопроекта, предусматривающего введение в арбитражных судах обязательной видеозаписи хода судебного заседания. Считает, что такое введение может повлечь нарушение прав лиц, участвующих в судебном заседании, нарушение баланса между публичными и частным интересами. Что касается публичного интереса в гласности судопроизводства, то он достаточно обеспечен существующими процессуальными правилами.
Председатель Совета судей
Иркутской области Слепцова Л.В.